Вологодский музей / Вологодский кремль / Трехэтажный корпус / Художественные промыслы / Перегородчатые и усольские эмали
Крупными эмальерными центрами в Вологодской губернии были города Великий Устюг и Сольвычегодск. Мастеров этих городов неоднократно вызывали в Москву для «поднятия финифтяного дела».
Отличительной чертой искусства великоустюгских мастеров является умение так заливать фон эмалью, что сквозь неё заметны были лишь золочёные контуры сканого рисунка.
Начиная с 60-х годов XVIII века в Великом Устюге получила широкое распространение своеобразная техника цветной и белой эмали на медной основе с серебряными и золочёными накладками, которые вплавлялись в последние эмалевые слои. Эти эмалевые изделия стали носить название устюжских. Устюжскими эмалями особенно прославились фабрика братьев Поповых, открытая в Великом Устюге в 1762 году. В последней четверти XVIII века сольвычегодские эмальеры начали применять роспись по эмали. В древних описях и документах такие эмали получили название усольских, так как город Сольвычегодск назывался также Усольском. Усольские росписи выдвинули сольвычегодских мастеров на первое место в русском финифтяном деле, они нашли широкое применение в быту царского и патриаршего двора. Роспись усолья можно безошибочно определить с первого взгляда. Орнаменты выполнялись методом тонкой цветной штриховки. Фон эмалей, как правило, оставался белоснежным. Узор состоял из сочных, перевитых стеблей с фантастическими цветами, похожими на тюльпаны, подсолнухи, кувшинки, маки. Растительный рисунок настолько динамичен, что возникает ощущение движения стеблей, листьев, трав, ощущение раскрывающихся бутонов. В орнамент органично вписаны изображения птиц, зверей. Художники разрабатывали многофигурные композиции на темы притч, аллергические изображения, знаки Зодиака, времена года. Усольские мастера применяли сканые жгутики для обрамления отдельных эмалевых клейм. Ещё одной характерной особенностью эмалей Сольвычегодска является богатейшая цветовая гамма сиреневых, розовых, лиловых, дымчатых, жёлтых, красных, голубых, коричневых тонов.
В начале XVIII века в связи с экономическим упадком наступает упадок эмальерного искусства.
В 1980–90-х годах искусством перегородчатых и усольских эмалей занимались на художественных предприятиях Вологды и Великого Устюга, а также ювелиры, работающие в русле традиционного искусства.
Утраченный промысел был возрождён через двести лет усилиями художников В.В. Попова, В.А. и С.С. Глуниных, С.А. Рычкова и других. Они изучали исторические и архивные материалы, познакомились с музейными экспонатами, сделали сотни прорисовок и проб и заново открыли для вологжан нетленную красоту древнего ремесла. Сегодня перегородчатые и живописные усольские эмали чаще всего встречаются в изделиях с православной тематикой: эмалевых иконах, крестах, складнях.
Краткая справочная информация
Режим работы музея в майские праздники 2024 года
Решаемвместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
PK_April_2024
QR
Ютуб
Культура.РФ
Онлайн-культура Вологодской области
Серебряное ожерелье
Гранты культуры
Сборник 2018
Цифровые профессии
Узнай свой статус здоровья
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Анкета посетителя
Гранты
Научно-практическая конференция 2018
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Хисторимэпс35
Департамент культуры и туризма Вологодской области
Сделано на Вологодчине
Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области
Противодействие коррупции