В коллекции музея представлены изразцы, выполненные в таких известных центрах изразцового производства как Москва, Калуга и Великий Устюг. Ведущая роль в этом списке принадлежала Москве. Московские изразцы стали образцом практически для всех региональных производств. Подпав под влияние «московского стиля», мастера Великого Устюга, Ярославля, Калуги, Костромы и Углича создавали орнаменты и изразцовые композиции, придерживаясь цветовой гаммы и технологических приемов столичных мастеров. В таких условиях довольно сложно выделить региональный компонент. Для атрибуции места производства изразцов, исследователи используют комплексный подход: анализ состава и цвета глины, толщины и формы изготовления румпы, оценивают качество рельефа и эмали. Существенную помощь в этом случае может оказать и информация об источнике поступления.
Москва. Изразцы московского производства в коллекции Вологодского музея – самая многочисленная группа. Многообразие орнаментов и цветовых сочетаний говорит о массовости и значительном ассортименте такой продукции.
Обнаружен при реставрационном снятии грунта на территории Вологодского музея (бывшего Архиерейского двора) в 1986 г. Москва, I четверть XVIII века. 15,4 х 7,8 х 7,5 см Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 29206/2 | Обнаружен при реставрационном снятии грунта на территории Вологодского музея (бывшего Архиерейского двора) в 1986 г. Реставрация 1991 г. 24,5 х 12 х 9 см Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 29206/4 |
Обнаружен при реставрационном снятии грунта на территории Вологодского музея (бывшего Архиерейского двора) в 1986 г. Москва, I четверть XVIII века. 15,5 х 10,2 х 13,8 см Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 29206/1 | Обнаружен при реставрационном снятии грунта на территории Вологодского музея (бывшего Архиерейского двора) в 1986 г. Реставрация 1989 г. Москва, I четверть XVIII века. 16,7 х 10,4 х 6 см Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 29206/3 |
В первой четверти XVIII века появляются гладкие живописные изразцы бело-синей цветовой гаммы. Это было связано, прежде всего, с личностью Петра I, с его интересами и политической установкой. Активное строительство Петербурга потребовало наладить в нем и изразечное производство. Московские мастера были отправлены на обучение в Голландию и они же, по возвращении, наладили производство бело-синих кафелей на Ново-Невских кирпичных заводах. В Москве новая мода тоже привилась и существовала наряду с привычными полихромными изразцами.
Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 году. Москва, XVIII в. 17 х 9,1 х 4,5 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 9093/39 | Москва, XVIII в. Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 году. 16,5 х 9,1 х 8,6 см Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 9093/40 |
Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 году. Москва, XVIII в. 19,4 х 5,3 х 10,3 см Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 9093/15 | Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 году. Реставрация 1989 г. Москва, XVIII в. .15 х 19 х 9,5 см Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 9093/43 |
Бело-синие изразцовые эмали отсылают нас к традициям дельфтской керамики и свидетельствуют о значительном западноевропейском влиянии на русское искусство XVIII века. В сюжетной росписи изразца того времени появляется изображение нехарактерных для России пейзажей, зданий, парусных судов. Источниками таких изображений служили сборники, пользовавшиеся популярностью в Западной Европе, переведенные и изданные в России. Одним из таких источников становятся «Символы и эмблемата», изданные по указу Петра I в 1705 году в Амстердаме. Составленный Яном Тесингом и Ильей Копиевским свод изображений включал в себя 840 гравированных рисунков и эмблем с поясняющими надписями на девяти языках.
Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 г. Москва. XVIII век. 22 х 16,6 х 12,3 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 9093/4 | и эмблемата». Амстердам. 1705 г. ВОКМ 26352/35 |
Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 г. Москва. XVIII век. 21,5 х 16,5 х 8,5 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 9093/3 | и эмблемата». Амстердам. 1705 г. ВОКМ 26352/35. |
Четкость рисунка и качество росписи на изразцах достигалось за счет применения новой технологии росписи по сырой эмали, разработанной в XVIII веке на заводе Гребенщикова в Москве. Новшество состояло в том, что роспись наносилась на слегка подсохшую белую эмаль, которой покрывали изразец после первого обжига. Краски впитывались эмалью и затем, во время второго обжига, сплавлялись с ней. Эта работа требовала большого живописного мастерства, так как рисунок наносился по невысохшей эмали, и внесение исправлений было невозможно.
Еще одним источником изображений на изразцах следует считать переведенную с французского языка и вышедшую в 1763 году книгу «Иконологический лексикон» Лакомба де Презеля О. Этот эмблематический сборник содержал толкование изображений мифологических и символических персонажей, уточняя и дополняя сюжеты, известные по книге «Символы и эмблемата». «Иконологический лексикон» внес в изразцовый изобразительный ряд аллегории времени, мифологические персонажи, человеческие чувства и пороки, вопросы нравственности и воспитания.
Набор сюжетов на изразцах служил своего рода литературным источником для человека XVIII века. Он сообщал необходимый набор знаний в области эмблематики, с помощью которой внушались, объяснялись государственные, общественные идеи, принципы христианской морали. Иллюстративный ряд мог быть понятен только подготовленному зрителю, знакомому с толкованием символических и мифологических образов.
Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 г. Москва. XVIII век. 21,5 х 15,5 х 10,5 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 9093/18 |
На изразце иллюстрируется ветхозаветное предание о ковчеге Господа – ларце, хранящем две скрижали с законом Божьим. Главная святыня Израиля была захвачена филистимлянами, отвезена ими в город Азот и помещена в храме бога Дагона. На следующий день жрецы, войдя в храм, увидели Дагона, лежащего лицом вниз на полу пред ковчегом Господа. В нижней части в картуше надпись: ƘЍОmЪSḿÌЍВαЗОmѢ В ХРАМϵ/ ПОСmαВЛϵННЫЙ СДαГОНОМЪ / ЍБЫСmьIДОЛЪ вНОѰÌ НÌЗВАЛϵНЫ (Киот святой в Азоте в храме поставленный с Дагоном и бысть идол в ночи низвален) Пышность и богатое убранство подчеркивают многочисленные арки и колонны. Слева на полу обломки статуи Дагона, напротив, в арке – силуэт человека с воздетыми вверх руками – так мастер изобразил изумленного жреца. Справа на ступеньках стоят два воина в шлемах с плюмажем и латах, один из них указывает на поверженного бога рукой.
Со второй половины XVIII века широкое распространение на изразцах получает «ковровый» орнамент. Рисунок на изразцах, соединяясь с соседними изразцами, образовывал непрерывную композицию и объединял изразцы в общий орнаментальный ряд.
Москва. II половина XVIII века. 27,4 х 22,5 х 11,9 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 28981/45 | Изразец стенной гладкий расписной. Москва. II половина XVIII века. 21,9 х 18 х 1,7 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 28981/81 |
Москва. II половина XVIII века. 17,5 х 21,5 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 28981/93 | Москва. II половина XVIII века. 21,8 х 17,2 х 9,2 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 28981/67 |
К концу XVIII века орнаментальные изображения изразцов упрощаются. Этот этап стал переходным к производству более дешевых, а, следовательно, менее трудоемких печных наборов. Удешевление продукции привело к появлению огромного спроса: изразцовыми печами активно украшаются дома зажиточного городского и сельского населения.
Изразечники вновь возвращаются к бело-синей цветовой гамме, упрощаются формы печей: из них уходят сложные переходы и пояса колонок. В коллекции музея этот период представлен изразцами с несложным орнаментом с бело-синей эмалью.
Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 г. Москва. XIX век. 21,3 х 17,3 х 7,5 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 9093/13 | Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 г. Из печи столовой дома Тулубенского (г. Красноборск). Москва. XIX век. 20,8 х 16,5 х 8,5 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 9093/14 |
Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 г. Москва. XIX век. 24,5х 13 х 6 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 9093/28 | Найден во дворе дома №39 по ул. Бурмагиных. Москва. XIX век. 21,5 х 16,8 х 9,2 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 28982/5 |
Калуга. Изразцовое производство в Калуге было налажено еще в XVII веке, а своего расцвета достигло в XVIII веке. Наличие месторождений качественной глины стало одной из причин интенсивного развития изразцового производства. Изразцы калужского производства стали пользоваться спросом в Санкт-Петербурге и Москве и украсили палаты многих московских вельмож, в том числе и князя Голицына. На калужских заводах по эскизам Ф. Растрелли были изготовлены изразцы для печей Анненгофа (дворец Анны Иоанновны в Москве, называемый также Головинским дворцом; сгорел в 1771 году). Отличительной особенностью калужских изразцов является глина светлых оттенков.
Калуга. II половина XVIII века. 30 х 13,5 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 28978/62 | Калуга. II половина XVIII века. 21,5 х 17,5 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 28978/63 |
Великий Устюг. Появление собственного производства в Великом Устюге исследователи датируют 30-40-ми годами XVIII века. Этому способствовали развитие города как крупного торгового центра, активное каменное строительство и развитое гончарное производство. Великоустюжские мастера выработали и в течение всего XVIII века широко применяли свой собственный стиль: рельефные растительные и орнаментальные мотивы, покрытые эмалями зеленого, желтого и белого цвета.
Продукция местных мастеров пользовалась спросом не только в Великом Устюге. Печи, облицованные великоустюжскими рельефными изразцами, встречаются во многих городах Русского Севера. В Вологде такая печь находилась в Спасо-Преображенской (Спаса на болоте) церкви. В 1930 году, после закрытия храма, печь была разобрана и поступила в музей, где в 1934 году была реконструирована в одном из залов экспозиции истории Вологодского музея.
(Спасо-Болотовская). Построена в 1768 г. разрушена в 1936 году. Фото начала XX века. НВ 14142/1 |
Реконструкция 1934 г. | Из книги Г.К. Лукомского «Вологда в ее старине». СПб., 1914 г. |
Вторая половина XVIII века. Великий Устюг. 22,2 х 19 х 9,4 см. ВОКМ 3022/190 |
Изразцы Великоустюжского производства отличает массивная, отступающая от краев, с сужающимися стенками, румпа, по верхнему краю которой идет углубленный поясок, предназначенный для обмотки проволокой и более прочного крепления.
Тотьма. Исследователи отмечают существование в Тотьме в середине XVIII века довольно крупного изразцового производства. Его следы были обнаружены в 1920-е годы на берегу реки Сухоны. Связанный с Великим Устюгом единой водной артерией, этот город испытал сильное влияние своего соседа, в том числе и в изразцовом производстве. Схожесть тотемских и великоустюжских мастеров прослеживается в применении одинаковых цветов эмалевого покрытия и рельефного орнамента.
Изразцовое производство города Тотьмы представлено в коллекции Вологодского музея двумя предметами: угловым стенным и поясным изразцами. На них хорошо видна одна из отличительных особенностей тотемских изразцов – особая форма румпы, массивная, отступающая от краев, поставленная практически под прямым углом к плитке.
Поступил в сентябре 1925 г. из Тотемского музея местного края. Тотьма. Конец XIX века. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. 23,4 х 19,3 х 9,5 см. ВОКМ 9093/30 |
Поступил в сентябре 1925 г. из Тотемского музея местного края. Тотьма. Конец XIX века. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. 17,5 х 11,5 х 8,4 см. ВОКМ 9093/31 |