Вологодский музей / Виртуальные экскурсии и выставки / Изразцовое искусство Русского Севера / Печной керамический декор II половины XVIII века – I половины XIX века
  Виртуальные экскурсии и выставки / Изразцовое искусство Русского Севера / Печной керамический декор II половины XVIII века – I половины XIX века
Печной керамический декор II половины XVIII века – I половины XIX века

В коллекции музея представлены изразцы, выполненные в таких известных центрах изразцового производства как Москва, Калуга и Великий Устюг. Ведущая роль в этом списке принадлежала Москве. Московские изразцы стали образцом практически для всех региональных производств. Подпав под влияние «московского стиля», мастера Великого Устюга, Ярославля, Калуги, Костромы и Углича создавали орнаменты и изразцовые композиции, придерживаясь цветовой гаммы и технологических приемов столичных мастеров. В таких условиях довольно сложно выделить региональный компонент. Для атрибуции места производства изразцов, исследователи используют комплексный подход: анализ состава и цвета глины, толщины и формы изготовления румпы, оценивают качество рельефа и эмали. Существенную помощь в этом случае может оказать и информация об источнике поступления.

Москва. Изразцы московского производства в коллекции Вологодского музея – самая многочисленная группа. Многообразие орнаментов и цветовых сочетаний говорит о массовости и значительном ассортименте такой продукции.

     
Изразец стенной рельефный расписной
 
Изразец карнизный профилированный рельефный расписной.
Обнаружен при реставрационном снятии грунта на территории Вологодского музея (бывшего Архиерейского двора) в 1986 г.
Москва, I четверть XVIII века.
15,4 х 7,8 х 7,5 см
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 29206/2
Изразец карнизный профилированный рельефный расписной
 
Изразец стенной рельефный расписной. Москва, I четверть XVIII века.
Обнаружен при реставрационном снятии грунта на территории Вологодского музея (бывшего Архиерейского двора) в 1986 г. Реставрация 1991 г.
24,5 х 12 х 9 см
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 29206/4


     
Изразец карнизный профилированный рельефный расписно
 
Изразец карнизный профилированный рельефный расписной.
Обнаружен при реставрационном
снятии грунта на территории Вологодского музея
(бывшего Архиерейского двора) в 1986 г.
Москва, I четверть XVIII века.
15,5 х 10,2 х 13,8 см
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 29206/1
Изразец карнизный профилированный рельефный расписной
 
Изразец поясной профилированный рельефный расписной.
Обнаружен при реставрационном снятии грунта на территории
Вологодского музея (бывшего Архиерейского двора) в 1986 г.
Реставрация 1989 г.
Москва, I четверть XVIII века.
16,7 х 10,4 х 6 см
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 29206/3


В первой четверти XVIII века появляются гладкие живописные изразцы бело-синей цветовой гаммы. Это было связано, прежде всего, с личностью Петра I, с его интересами и политической установкой. Активное строительство Петербурга потребовало наладить в нем и изразечное производство. Московские мастера были отправлены на обучение в Голландию и они же, по возвращении, наладили производство бело-синих кафелей на Ново-Невских кирпичных заводах. В Москве новая мода тоже привилась и существовала наряду с привычными полихромными изразцами.

     
Изразец поясной гладкий расписной
 
Изразец поясной гладкий расписной.
Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 году. Москва, XVIII в.
17 х 9,1 х 4,5 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 9093/39
Изразец стенной гладкий расписной
 
Изразец поясной гладкий расписной.
Москва, XVIII в.
Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 году.
16,5 х 9,1 х 8,6 см
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 9093/40


     
Изразец карнизный профилированный рельефный расписно
 
Изразец стенной гладкий расписной.
Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 году.
Москва, XVIII в.
19,4 х 5,3 х 10,3 см
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 9093/15
Изразец карнизный профилированный рельефный расписной
 
Изразец стенной гладкий расписной.
Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 году. Реставрация 1989 г.
Москва, XVIII в.
.15 х 19 х 9,5 см
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 9093/43


Бело-синие изразцовые эмали отсылают нас к традициям дельфтской керамики и свидетельствуют о значительном западноевропейском влиянии на русское искусство XVIII века. В сюжетной росписи изразца того времени появляется изображение нехарактерных для России пейзажей, зданий, парусных судов. Источниками таких изображений служили сборники, пользовавшиеся популярностью в Западной Европе, переведенные и изданные в России. Одним из таких источников становятся «Символы и эмблемата», изданные по указу Петра I в 1705 году в Амстердаме. Составленный Яном Тесингом и Ильей Копиевским свод изображений включал в себя 840 гравированных рисунков и эмблем с поясняющими надписями на девяти языках.

     
Изразец карнизный профилированный рельефный расписно
 
Изразец стенной гладкий расписной.
Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 г.
Москва. XVIII век.
22 х 16,6 х 12,3 см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 9093/4
Изразец карнизный профилированный рельефный расписной
 
Иллюстрация из книги «Символы
и эмблемата». Амстердам. 1705 г. ВОКМ 26352/35


     
Изразец карнизный профилированный рельефный расписно
 
Изразец стенной гладкий расписной.
Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 г.
Москва. XVIII век.
21,5 х 16,5 х 8,5 см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 9093/3
Изразец карнизный профилированный рельефный расписной
 
Иллюстрация из книги «Символы
и эмблемата». Амстердам. 1705 г. ВОКМ 26352/35.


Четкость рисунка и качество росписи на изразцах достигалось за счет применения новой технологии росписи по сырой эмали, разработанной в XVIII веке на заводе Гребенщикова в Москве. Новшество состояло в том, что роспись наносилась на слегка подсохшую белую эмаль, которой покрывали изразец после первого обжига. Краски впитывались эмалью и затем, во время второго обжига, сплавлялись с ней. Эта работа требовала большого живописного мастерства, так как рисунок наносился по невысохшей эмали, и внесение исправлений было невозможно.

Еще одним источником изображений на изразцах следует считать переведенную с французского языка и вышедшую в 1763 году книгу «Иконологический лексикон» Лакомба де Презеля О. Этот эмблематический сборник содержал толкование изображений мифологических и символических персонажей, уточняя и дополняя сюжеты, известные по книге «Символы и эмблемата». «Иконологический лексикон» внес в изразцовый изобразительный ряд аллегории времени, мифологические персонажи, человеческие чувства и пороки, вопросы нравственности и воспитания.
Набор сюжетов на изразцах служил своего рода литературным источником для человека XVIII века. Он сообщал необходимый набор знаний в области эмблематики, с помощью которой внушались, объяснялись государственные, общественные идеи, принципы христианской морали. Иллюстративный ряд мог быть понятен только подготовленному зрителю, знакомому с толкованием символических и мифологических образов.

   
Изразец карнизный профилированный рельефный расписно
 
Изразец стенной гладкий расписной.
Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 г.
Москва. XVIII век.
21,5 х 15,5 х 10,5 см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 9093/18


На изразце иллюстрируется ветхозаветное предание о ковчеге Господа – ларце, хранящем две скрижали с законом Божьим. Главная святыня Израиля была захвачена филистимлянами, отвезена ими в город Азот и помещена в храме бога Дагона. На следующий день жрецы, войдя в храм, увидели Дагона, лежащего лицом вниз на полу пред ковчегом Господа. В нижней части в картуше надпись: ƘЍОmЪSḿÌЍВαЗОmѢ В ХРАМϵ/ ПОСmαВЛϵННЫЙ СДαГОНОМЪ / ЍБЫСmьIДОЛЪ вНОѰÌ НÌЗВАЛϵНЫ (Киот святой в Азоте в храме поставленный с Дагоном и бысть идол в ночи низвален) Пышность и богатое убранство подчеркивают многочисленные арки и колонны. Слева на полу обломки статуи Дагона, напротив, в арке – силуэт человека с воздетыми вверх руками – так мастер изобразил изумленного жреца. Справа на ступеньках стоят два воина в шлемах с плюмажем и латах, один из них указывает на поверженного бога рукой.

Со второй половины XVIII века широкое распространение на изразцах получает «ковровый» орнамент. Рисунок на изразцах, соединяясь с соседними изразцами, образовывал непрерывную композицию и объединял изразцы в общий орнаментальный ряд.

     
Изразец поясной гладкий расписной
 
Изразец стенной гладкий расписной.
Москва. II половина XVIII века.
27,4 х 22,5 х 11,9 см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 28981/45

Изразец стенной гладкий расписной
 
«Ганимед на орле».
Изразец стенной гладкий расписной.
Москва. II половина XVIII века.
21,9 х 18 х 1,7 см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 28981/81


     
Изразец карнизный профилированный рельефный расписно
 
Изразец стенной гладкий расписной.
Москва. II половина XVIII века.
17,5 х 21,5 см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 28981/93
Изразец карнизный профилированный рельефный расписной
 
Изразец стенной гладкий расписной.
Москва. II половина XVIII века.
21,8 х 17,2 х 9,2 см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 28981/67


К концу XVIII века орнаментальные изображения изразцов упрощаются. Этот этап стал переходным к производству более дешевых, а, следовательно, менее трудоемких печных наборов. Удешевление продукции привело к появлению огромного спроса: изразцовыми печами активно украшаются дома зажиточного городского и сельского населения.

Изразечники вновь возвращаются к бело-синей цветовой гамме, упрощаются формы печей: из них уходят сложные переходы и пояса колонок. В коллекции музея этот период представлен изразцами с несложным орнаментом с бело-синей эмалью.

     
Изразец поясной гладкий расписной
 
Изразец стенной гладкий расписной.
Поступил из музея общества изучения
Северного края в 1920 г.
Москва. XIX век.
21,3 х 17,3 х 7,5 см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 9093/13

Изразец стенной гладкий расписной
 
Изразец стенной гладкий расписной.
Поступил из музея общества изучения
Северного края в 1920 г.
Из печи столовой дома Тулубенского
(г. Красноборск).
Москва. XIX век.
20,8 х 16,5 х 8,5 см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 9093/14


     
Изразец карнизный профилированный рельефный расписной
 
Изразец стенной гладкий расписной.
Поступил из музея общества
изучения Северного края в 1920 г.
Москва. XIX век.
24,5х 13 х 6 см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 9093/28
Изразец карнизный профилированный рельефный расписной
 
Изразец стенной гладкий расписной.
Найден во дворе дома №39 по ул. Бурмагиных.
Москва. XIX век.
21,5 х 16,8 х 9,2 см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 28982/5


Калуга. Изразцовое производство в Калуге было налажено еще в XVII веке, а своего расцвета достигло в XVIII веке. Наличие месторождений качественной глины стало одной из причин интенсивного развития изразцового производства. Изразцы калужского производства стали пользоваться спросом в Санкт-Петербурге и Москве и украсили палаты многих московских вельмож, в том числе и князя Голицына. На калужских заводах по эскизам Ф. Растрелли были изготовлены изразцы для печей Анненгофа (дворец Анны Иоанновны в Москве, называемый также Головинским дворцом; сгорел в 1771 году). Отличительной особенностью калужских изразцов является глина светлых оттенков.

     
Изразец карнизный профилированный рельефный расписной
 
Изразец стенной гладкий расписной.
Калуга. II половина XVIII века.
30 х 13,5 см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 28978/62
Изразец карнизный профилированный рельефный расписной
 
Изразец стенной гладкий расписной.
Калуга. II половина XVIII века.
21,5 х 17,5 см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 28978/63


Великий Устюг. Появление собственного производства в Великом Устюге исследователи датируют 30-40-ми годами XVIII века. Этому способствовали развитие города как крупного торгового центра, активное каменное строительство и развитое гончарное производство. Великоустюжские мастера выработали и в течение всего XVIII века широко применяли свой собственный стиль: рельефные растительные и орнаментальные мотивы, покрытые эмалями зеленого, желтого и белого цвета.

Продукция местных мастеров пользовалась спросом не только в Великом Устюге. Печи, облицованные великоустюжскими рельефными изразцами, встречаются во многих городах Русского Севера. В Вологде такая печь находилась в Спасо-Преображенской (Спаса на болоте) церкви. В 1930 году, после закрытия храма, печь была разобрана и поступила в музей, где в 1934 году была реконструирована в одном из залов экспозиции истории Вологодского музея.

   
Церковь Спасо-Преображенская «на болоте» (Спасо-Болотовская). Построена в 1768 г. разрушена в 1936 году. Фото начала XX века. НВ 14142/1
 
Церковь Спасо-Преображенская «на болоте»
(Спасо-Болотовская).
Построена в 1768 г. разрушена в 1936 году.
Фото начала XX века.
НВ 14142/1


     
Печь в экспозиции истории Вологодского музея. Реконструкция 1934 г. Фото А.В. Тарасовский. 2016 г
 
Печь в экспозиции Вологодского музея.
Реконструкция 1934 г.
Печь Спасо-Преображенской церкви. <br>Из книги Г.К. Лукомского «Вологда в ее старине». СПб., 1914 г
 
Печь Спасо-Преображенской церкви.
Из книги Г.К. Лукомского «Вологда в ее старине».
СПб., 1914 г.


     
Печь в экспозиции истории Вологодского музея. Реконструкция 1934 г. Фото А.В.Тарасовский. 2016 г
 
Печь в экспозиции Вологодского музея. Фрагмент
Печь Спасо-Преображенской церкви. <br>Из книги Г.К Лукомского «Вологда в ее старине». СПб., 1914 г
 
Печь в экспозиции истории Вологодского музея. Фрагмент


 
Изразец
 
Изразец рельефный полихромный стенной.
Вторая половина XVIII века. Великий Устюг.
22,2 х 19 х 9,4 см.
ВОКМ 3022/190
Изразец карнизный профилированный рельефный расписной
 
Румпа изразца ВОКМ 3022/190


Изразцы Великоустюжского производства отличает массивная, отступающая от краев, с сужающимися стенками, румпа, по верхнему краю которой идет углубленный поясок, предназначенный для обмотки проволокой и более прочного крепления.

Тотьма. Исследователи отмечают существование в Тотьме в середине XVIII века довольно крупного изразцового производства. Его следы были обнаружены в 1920-е годы на берегу реки Сухоны. Связанный с Великим Устюгом единой водной артерией, этот город испытал сильное влияние своего соседа, в том числе и в изразцовом производстве. Схожесть тотемских и великоустюжских мастеров прослеживается в применении одинаковых цветов эмалевого покрытия и рельефного орнамента.
Изразцовое производство города Тотьмы представлено в коллекции Вологодского музея двумя предметами: угловым стенным и поясным изразцами. На них хорошо видна одна из отличительных особенностей тотемских изразцов – особая форма румпы, массивная, отступающая от краев, поставленная практически под прямым углом к плитке.


     
Изразец стенной угловой
 
Изразец стенной угловой.
Поступил в сентябре 1925 г.
из Тотемского музея местного края.
Тотьма. Конец XIX века.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
23,4 х 19,3 х 9,5 см. ВОКМ 9093/30
Печь Спасо-Преображенской церкви. <br>Из книги Г.К Лукомского «Вологда в ее старине». СПб., 1914 г
 
Румпа изразца ВОКМ 9093/30



     
Изразец печной
 
Изразец поясной профилированный.
Поступил в сентябре 1925 г.
из Тотемского музея местного края.
Тотьма. Конец XIX века.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
17,5 х 11,5 х 8,4 см. ВОКМ 9093/31
Румпа
 
Румпа изразца ВОКМ 9093/31


   

Назад

Далее


Краткая справочная информация
Режим работы музея в майские праздники 2024 года
Решаемвместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
PK_April_2024
QR
Ютуб
Культура.РФ
Онлайн-культура Вологодской области
Серебряное ожерелье
Гранты культуры
Сборник 2018
Цифровые профессии
Узнай свой статус здоровья
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Анкета посетителя
Гранты
Научно-практическая конференция 2018
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Хисторимэпс35
Департамент культуры и туризма Вологодской области
Сделано на Вологодчине
Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области
Противодействие коррупции