Вологодский государственный музей-заповедник / Виртуальные экскурсии и выставки / Символика художественных новогодних и рождественских открыток
  Виртуальные экскурсии и выставки / Символика художественных новогодних и рождественских открыток
«Символика художественных новогодних и рождественских открыток
к. ХIХ – н. ХХI веков».  Из собрания Вологодского государственного
музея-заповедника

ОткрыткаОткрыткаОткрытка
Дореволюционные открытки
Открытки 1940-50 гг.
Открытки 1950-60 гг.
ОткрыткаОткрыткаОткрытка
Открытки 70-80 гг.
Постсоветские открытки
Отзывы и предложения

Ответьте на один вопрос – как давно вы получали настоящие открытки?
Не электронные, а самые настоящие, напечатанные на картоне, подписанные «от руки», с маркой и множеством штампов? Наверное, многие задумаются и скажут, что это было очень-очень давно, и добавят, что это уже не актуально. Но сколько ностальгии и приятных эмоций вызывают старинные открытки, которые наверняка хранятся у вас или ваших близких.

Перед вами некоторые из сохранившихся документальных свидетельств этого жанра. Предшественниками рождественской открытки считаются средневековые гравюры и литографии с изображением библейских сюжетов. Такие праздничные миниатюры становились украшением дома на Рождество.

Прародительницей современной художественной открытки стала визитная карточка, популярная в Европе с середины XVIII века, ведь, приходя в гости, принято было оставлять свою визитку с добрым пожеланием. Стоит отметить, что изобретателями именно почтовых открыток, то есть открытых писем без конверта, считаются немцы, точнее – пруссаки. Открытые письма с маркой на обратной стороне ведут свою историю с 1870 года и обязаны своим рождением франко­прусской войне. Тогдашний обер­почтмейстер Пруссии Генрих Штеффан предложил подобное нововведение, «чтобы не писали, что ни попадя». Вскоре по почте стали пересылать уже не письма, а иллюстрированные карточки.

Следующей страной, которая оставила свой след на пути возникновения открыток, стала Англия. Первая настоящая рождественская открытка с изображением зимнего леса и счастливой семьи возле елки была подарена в конце XVIII века в Великобритании. Ее создателем стал английский художник Добсон. По почте первое новогоднее поздравление было отправлено англичанином Герни Коулом в 1843 году.

В России открытки появились в конце XVIII века, их привозили купцы из Англии и Германии. Эти импортные открытки стоили достаточно дорого, потому что надписей на них не было, и их выводили на русском языке каллиграфы. Позднее открытки для России печатались за рубежом, в основном в Германии, по специальному заказу крупных книжных лавок.

Производство открыток в России началось с благотворительности: в 1898 году Община святой Евгении в Санкт-Петербурге издала серию из десяти рождественских открыток по акварельным рисункам Ильи Репина, Константина Маковского, Елизаветы Бём и других известных художников.

В начале ХХ века в России уже сложилась традиция дарить и посылать по почте открытки, причем наибольшим спросом пользовались именно новогодние и рождественские. Ассортимент их был разнообразен: покупателям предлагались открытки «рельефные изящной работы», «глянцевые», «блестящая эмаль», «эмаль с золотом», «в стиле модерн» – из шёлка, соломки, с кружевом и позолотой. В России, единственной из 23 государств – членов Всемирного почтового союза, изготовители открыток не были ограничены установленным международным стандартом 9x14 см, поэтому открытки были еще и разного размера. Открытка стала украшением интерьера, ее коллекционировали, собирали в альбомы.

После революции 1917 года празднование Нового года и Рождества стало считаться буржуазным пережитком, и обычай дарить открытки постепенно стал угасать. Возродился он во время Великой Отечественной войны: тогда новогодние приветы на фронт для поддержания боевого духа солдат шли целыми эшелонами. С середины XX века тиражи открыток начали растя: так, новогодние открытки с изображением Спасской башни Московского Кремля в начале 1950-х годов печатались в количестве 300 тысяч экземпляров. На несколько десятилетий открытка стала одним из самых главных атрибутов любимого праздника. В 90-е годы появились издательства, специализирующиеся на производстве открыток. Такие издательства не только продолжили историю художественной открытки в России, но и вывели российские открытки на новый уровень идей и качества производства. Сейчас жанр открытки тесно связан с технологией графического дизайна.

На сегодняшний день в собрании Вологодского государственного музея-заповедника хранится 556 новогодних и рождественских открыток. Самые ранние относятся к 1890 годам ХIХ столетия, но большая часть музейной коллекции – открытки 70-80-х годов прошлого столетия. Коллекция художественной открытки новогодней и рождественской тематики постоянно пополняется, т.к. открытка «живёт» во многих семьях и в настоящее время.

Материалы филокартии позволяют проследить историю развития поздравительной художественной открытки: от дореволюционной конца 19 века до современных поступлений. Благодаря поздравительной открытке, мы можем видеть, какие открытки покупали, получали, хранили, коллекционировали вологжане в разные годы на протяжении трёх столетий.

Основной прием, который использовался в работе, – это систематизация, т.е. распределение всех имеющихся в наличии новогодних и рождественских открыток по группам в соответствии с тем или иным признаком, выявление общих и различных деталей в каждой группе.

Желаем приятного просмотра!
ГОСУСЛУГИ В КРЕМЛЕ
«Живые уроки»
Запись на экскурсии
Культура.РФ
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Право на судьбу
Качество услуг
Научно-практическая конференция 2018
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Хисторимэпс35
Департамент культуры и туризма Вологодской области
Противодействие коррупции
Краткая справочная информация
Год театра в России
Профилактика ВИЧ
Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области