Вологодский государственный музей-заповедник / Виртуальные экскурсии и выставки / Память об утраченной святыне. К 360-летию Спасо-Всеградского собора города Вологды / Икона «Спас Всемилостивый (Обыденный)»

Икона «Спас Всемилостивый (Обыденный)». 1654 г., Вологда.

Дерево хвойной породы, левкас, темпера.
30,9х26,3 см.
Оклад.
Серебро, чеканка, украшен стразами и жемчугом.
Происходит из Спасо-Всеградского собора  Вологды.
Поступил в музей 16 – 19 марта 1928 г. из Кирилло-Рощенской церкви г. Вологды, куда был передан в 1924 г. из Спасо-Всеградского собора.
Реставратор Федышин Н.Н., Вологодский государственный музей-заповедник, 1990 г.


    В брошюре 1860 г. «Описание Спасообыденной Всеградской, что в Вологде церкви» Н.И.Суворов приводит следующее описание чудотворной иконы: 6 вершков длины и 5 ширины (26,7х22,25), «штиль письма иконы старинный, греческий: Спаситель изображен стоящим и десницею указывающим к долу; в левой руке Его разгнутое Евангелие со словами: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененныи, и Аз упокою вы». К тому времени икона была покрыта золотой чеканной ризой с украшениями из драгоценных камней, сделанной в 1856 году в Санкт-Петербурге по проекту художника Ф. Солнцева.
В нижней части ризы по сторонам ног Спасителя была вычеканена летопись иконы следующего содержания: «Начата бысть писатись сия икона образа Господа нашего Иисуса Христа в богозданном граде на Вологде, в лето 7163, месяца Октября в 23 день, на память  Святого Апостола Иакова Брата Господня: того дни и написася сей образ Господень, благочестивыя державы царства Государя Царя и  Великаго Князя Алексея Михайловича всея России Самодержца, въ славу и хвалу Вседержителя Бога и всех святых, угодивших от века, аминь» и: «Вера твоя спасе тя: иди в мир» – у нижнего края ризы в малом клейме.  Н.И.Суворов отмечает, что на самой иконе выполнены автором другие надписи: по сторонам лика Спаса написаны тропарь («С вышних призирая, убогия приемля…») и кондак («Взбранный  Воеводо и Господи, ада Победителю…») в его честь. Описи церковного имущества содержат подробное описание золотого оклада иконы: «На Спасителе венец с сиянием, подвес на персях его, оклад и поля червонного золота 84 пробы. Изображение Спасителя в один ряд, а весь образ по полям в два ряда обнесены самым крупным жемчугом, которого счет шестьсот пять зерен. Сверх того сей чудотворный образ украшен драгоценными камнями, которые размещены по всей иконе, именно на ней помещено: 197 бриллиантов одинаковой грани 12 карат; 36 бриллиантов 7¾  карата, 36/8  карата по 55 рублей; 1 бриллиант  1½ карата двойной грани  1455 рублей; 1 бриллиант 13/8 карата, двойной грани 86 рублей; 1  бриллиант 1 карат, грушеобразный 75 руб.; 1 бриллиант 1 3/8 карата, двойной грани желтой воды 65 рублей; 175 роз разной величины по 35 коп. каждая. Цата на Спасителе украшена дорогою весьма хорошей работы брошью, пожертвована Кохановой. В середине броши находится один значительной величины  бриллиант, а по краям 4  бриллианта тоже довольно большой величины, в остальных местах помещены разной величины мелкие бриллианты. В цате вокруг этой броши находятся значительной величины 4  бриллианта. Над раменами Спасителя помещены две золотые звездочки с 12-ю  мелкими бриллиантами и 10 жемчужинами. В фермуаре, усыпанном драгоценными камнями и помещенном в подножии Спасителя, находится 5 довольно больших бриллиантов и 4 значительной величины бирюзы, пожертвованных старостою  Н.Н.Киселевым. По всей ризе симметрически размещены в разных местах следующие драгоценные камни: 1 сапфир 18½ карата голубоватый  37 р. 60 к., 1 сапфир такого же достоинства 6½ карата 19 р. 50 к., 26 альмандинов в золотой оправе, 32 р. 50 коп., 2 симбирских аметиста 7 р., 16 изумрудов 3 карата по 12 р. за карат, 34 альмандина разной величины, 6 р. 80 коп., 4  большие зеленые дуплета 8 р.,  8 разноцветных дуплетов 4 р., 5 бразильских топазов, 3 р. 75 коп., 92 бирюзы  разной величины 4 р. 60 коп. Икона сия помещена в глухом серебряном 84 пробы золоченом ковчеге» . Сведения, приведенные в графе «примечание» данной описи, свидетельствуют о том, что оклад продолжал дополняться новыми украшениями в конце XIX - начале ХХ века, пожертвованными верующими:
«В 1894 г. из пожертвованной неизвестным лицом золотой броши с 1 крупным и другими мелкими  бриллиантами сделаны две звездочки, в одной из них в середине вставлен крупный бриллиант, в другой искусственный; по краям помещены мелкие бриллианты.
В 1895 г. М.Н.Седоковою пожертвован перстень с продолговатою в нем печаткою, усыпанною бриллиантами, печатка эта помещена у подножия лика Спасителя.
            В 1896 г. лицом, пожелавшим сохранить свое имя неизвестным, пожертвован другой перстень с печаткою, усыпанной бриллиантами, рисунком совершенно одинакового с вышеописанным перстнем только немного меньше размером, печатка эта вставлена в ризу на груди лика Спасителя.
    В 1898 г. лицом, пожелавшим сохранить свое имя неизвестным, пожертвован перстень с печаткою, усыпанной бриллиантами, печатка эта вставлена в ризу под венцом» .
    Драгоценный оклад иконы был утрачен. 18 мая 1922 г. Горподкомиссией по изъятию церковных ценностей согласно декрету ВЦИК от 16.02.1922 было произведено изъятие ценностей из Спасовсеградского собора, в числе которых была и золотая риза 84 пробы с чудотворного образа, общий ее вес с украшениями  составлял 2 фунта 76 золотников и 48 долей. 
Опись имущества храма дает представление и об иконе-раме, в которую влагалась святыня: «Чудотворный образ был вставлен в другой, большего размера, в среднике которого для сего утверждена 84 пробы позлащенная рама, с чеканными по углам херувимами, на сей иконе изображены дванадесятые праздники и Страдания Христа Спасителя. Оный одет в серебряную 84 пробы, позлащенную ризу, которая весом 18 фунтов 70 золотников, рама же, в среднике сего образа находящаяся, весом 8 фунтов 38 золотников» .
Икона-рама той же иконографии была и в местном ряду трехъярусного иконостаса пристроенной начале XVIII столетия (около 1718 г.) с южной стороны трапезы теплой церкви в честь Богоматери Тихвинской. В нее помещался список святыни, а зимой переносился сам чудотворный образ, находившийся в летнее время в холодном храме Всемилостивого Спаса. Опись имущества теплой церкви 1803 г. дает подробное описание этой части интерьера Спасовсегорадского собора: «В первом ярусе по правую сторону царских врат образ дванадесятых праздников, в середине которого вставляется чудотворной… образ или подобной ему в изображении, на коем оклад и риза и венец серебряныя позолоченныя, по окладу три камня, в венце четыре жемчужины и четыре хруставки. К низу образа привешивается пелена дородоровая, по белой земле обложена насыпным дородором с разными цветами. Средина обложена гасами золотыми узенькими, а кругом сеткою золотною. Крест осьмиконечный с подножием из седки широкой золотной. Круг сего же образа, верхом и стороны, гардинами медного глазету, при которых шнуры и ленты тако ж медные. Перед образом масленик серебряной гладной...» .
Описывая историю создания обыденного образа, некоторые источники сообщают дополнительные подробности и имя иконописца. В Вологодских губернских ведомостях за 1841 год читаем: «жители Вологды не ограничились постройкой храма. Они хотели приносить свои молитвы иконе, специально написанной по этому случаю и обратились с просьбой к доброму иконописцу Сумарокову, которым после трехдневного поста и причащения Святых тайн был написан образ Всемилостивого Спаса. Образ был создан также единодневно 23 октября» . Автор статьи «Спасообыденный храм и чудотворная икона Спаса в Вологде», опубликованной в «Душеполезном чтении» 12 октября 1889 г., называет не только фамилию, но и имя иконописца, называя его «боярским сыном»: «В четвертый после того день, на память св. апостола Иакова брата Господня, один благочестивый иконописец, боярский сын Иван Сумароков, обыденно написал в обетную церковь икону Всемилостивого Спаса, которая и составляет ныне главнейшую ее драгоценность. К написанию иконы Сумароков приготовлял себя постом, молитвою и причащением Св. тайн; он изобразил Божественный лик Спасителя в том самом виде, в каком сподобился видеть его во сне» – пишет побывавший в Вологде в 1867 г. гр. М. Толстой . Но ни Н.И.Суворов, ни И.К.Степановский, ни другие известные вологодские краеведы не называют в своих последующих статьях имени иконописца, по-видимому, не находя убедительных доказательств достоверности этих сведений.  В упомянутой статье А. Малевинского  имя иконописца также не названо, а протоиерей Иоанн Лебедев, повествуя об обстоятельствах создания иконы, акцентирует внимание читателя на том, что имя благочестивого иконописца осталось неизвестным .
Икона считалась чудотворной, несмотря на то, что письменных свидетельств ее чудес не сохранилось. С нее выполнялись многочисленные списки. По описи 1922 г. в самом Спасовсеградском соборе, помимо обыденного образа, находившегося в иконостасе главного храма, значатся 5 его копий – в иконостасе придела во имя Богоматери Тихвинской (по правую сторону царских врат), две в иконостасе часовни при соборе и одна над входом в нее, а также среди икон, вынесенных в особую главу под номером XIII, место размещения в храме которых не определено . По описи значится в трапезной палате вне иконостасов приделов еще одна «икона Спаса Всемилостивого в серебряном окладе  позлащенном, мерою около 5 вершков, пожертвована воинами, бывшими в Японской войне», не отмеченная как копия чудотворного образа, но, вполне возможно, являвшаяся таковой .
Иконы-списки, находившиеся в иконостасах Спасо-Всеградского собора, были покрыты серебряными позолоченными окладами. С закрытием  храма  в 1924 г. один из них  поступил в собрание музея , часть имущества была передана в соседнюю Кирилло-Рощенскую церковь (акт от 13 марта 1924 г.), в том числе обыденный образ и его копия .
    С закрытием храма в 1924 верующие были обеспокоены больше всего судьбой его святыни. С просьбой передать «особо почитаемую верующими икону Спасителя из Спасовсеградской церкви» обращалась в Отдел управления Вологодского губернского исполнительного комитета община Вологодского  кафедрального собора  и Кирилло-Рощенской церкви.  6 марта 1924 г. в Административный отдел Вологодского Губисполкома, группа членов религиозной общины Спасо-Всеградского собора г. Вологды  обратилась со следующим ходатайством: «На случай закрытия Спасовсеградского соборного храма для молитвы, просим выдать на наше попечение, хранение и ответственность икону Всемилостивого Спаса, написанную в 1655 г.   в серебряной с простыми украшениями ризе (по последующей описи № 11/3) для помещения в одном из храмов г. Вологды». При решении данного вопроса, судя по резолюции «выдать» на упомянутом документе,  было учтено мнение общины Спасо-Всеградского собора, и икона была перенесена в соседнюю действующую церковь, где перед ней возобновились молебны и службы, в том числе всенощное бдение в день храмового  праздника Спасо-Всеградского собора. В Государственном архиве Вологодской области сохранился документ, характеризующий широту почитания образа, сохранившуюся несмотря на имевшие место трудности проведения праздничной службы в условиях строгой регламентации религиозной жизни: «Уполномоченные общины Кирилловской церкви, где ныне находится Всеградская святыня – чтимый образ Спаса Всемилостивого, просят исполнительный комитет дать разрешение, по примеру прежних лет, в праздник сему образу 31 сего октября открыть храм на всю ночь (с 30-го на 31-е число) для лиц молящихся, так как жители окрестных селений. Приходящие на этот праздник, после всенощной остаются в храме до начала утреннего богослужения» .
Акт обследования Кирилло-Рощенской церкви по распоряжению губернского административного отдела представителями Губмузея Н.П.Дмитревским и И.В.Федышиным также содержит следующее описание памятника: «Икона Спаса Всемилостивого (Спас Обыденный) приблизит. разм. 32 х 26 см, доска с обратной стороны скреплена двумя встречными шпонками, толщины в образе 2 – 3 см, с лицевой стороны с двойным углублением, «рубчик» (по краю) заметно срезан. По средине иконы изображение Спасителя в рост, с открытой книгой  в левой Его руке и опущенной правой, сложенной для благословения. Имеются значительные утраты живописи (до доски) в нижней части иконы на месте левой ступни Христа, на подножии и на половине нижнего поля, а также имеются мелкие утраты по всей иконе... работы обычных местных писем половины 17 столетия. Интересна в музейном отношении как связанная с известным историческим событием. В настоящее время живопись покрыта металлическим окладом и слюдой. Ризы серебряные 84 пробы работы 1859 года, украшены цветными искусственными (стеклами) камнями» .
Позднее в собрание Вологодского музея-заповедника поступило два образа Всемилостивого Спаса из этого храма, один из которых может быть уверенно идентифицирован как известная вологодская святыня. Авторская живопись на иконе находилась под толстым слоем потемневшей и сгрибившейся олифы, под записью фона просматривалось наличие авторского текста, приводимого в описаниях исследователей XIX в. Многочисленные гвоздевые отверстия на торцах иконной доски свидетельствуют о неоднократном наложении металлических окладов. В Вологодский музей икона поступила в богатом серебряном окладе 1859 г., с цветными стеклами и жемчужной  обнизью, работы петербургского мастера Ф.А. Верховцева, украшавшем до изъятия золотой ризы список, находившийся в приделе Богоматери Тихвинской. Вероятно, этот оклад был выполнен по тому же эскизу, что и золотой – в описи имущества придела 1922 г. отмечено: «На ней риза серебряная, золоченая, 84 пробы сделана по образу ризы на чудотворном образе, вместо драгоценных камней украшена таких же цветов стразами, а вместо жемчуга дутым бисером. В ризе серебра с украшением два фунта 25 золотников. Сия икона со всем украшением  пожертвована в сию церковь санкт-петербургским купцом и золотых дел мастером Федором Андреевичем Верховцевым 1860 г.» .
Сравнение состояния сохранности и материальных признаков иконы  (Инв. № ВОКМ 1003) в точности совпадали с описанными выше.  Торцы и боковые стороны иконной доски буквально испещрены многочисленными гвоздями и гвоздевыми отверстиями, свидетельствующими о неоднократных заменах оклада. В 2005 г. икона отреставрирована художником-реставратором Вологодского государственного музея-заповедника Н.Н.Федышиным. Были удалены покровный слой и запись фона, под которой обнаружен выполненный белой краской по темно-охристому фону текст, соответствующий описаниям ХIХ века. Это  единственная известная икона «Всемилостивого Спаса (Обыденного)» с двойным ковчегом и обработкой доски, характерной для середины XVII века.  Это один из двух известных нам памятников данной иконографии, на которых отсутствует надпись об истории создания иконы 23 октября 1654 г., а в верхней части по сторонам от изображения Спасителя помещены тропарь и кондак в его честь, что соответствует описаниям чудотворного образа краеведами XIX – начала XX века. В пользу «единодневного» написания иконы свидетельствует и упрощенное письмо, стиль которого не противоречит легендарным сведениям о времени написания.  Ярким свидетельством особого почитания этой иконы является сплошная утрата авторского красочного слоя на изображении левой ступни Спаса и в правой половине нижнего поля в целом – области традиционного лобызания образа верующими.
Летний режим
Летнее посещение
ГОСУСЛУГИ В КРЕМЛЕ
«Живые уроки»
Запись на экскурсии
Культура.РФ
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Право на судьбу
Качество услуг
Научно-практическая конференция 2018
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Хисторимэпс35
Департамент культуры и туризма Вологодской области
Противодействие коррупции
Краткая справочная информация
Год театра в России
Профилактика ВИЧ
Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области