Вологодский государственный музей-заповедник / Виртуальные экскурсии и выставки / Память об утраченной святыне. К 360-летию Спасо-Всеградского собора города Вологды / Иконы Всеградского собора / Избранные святые в молении иконе Богоматери Федоровской (реставраторы)

Икона «Избранные святые в молении иконе Богоматери Федоровской». Начало XVIII в., Вологда.

Дерево, левкас, темпера.
30,7х28,3 см.
Происходит из Спасо-Всеградского собора г. Вологда.
Поступила в музей  05 апреля 1924 г.
Реставратор О.А. Соколова, ООО «Образ Севера» (Вологда), 2014г.
Икона  «Избранные святые в молении иконе Богоматери Федоровской». в  течении  шести месяцев  2014 года реставрировалась в ООО «Образ Севера»  художником-реставратором высшей категории станковой темперной живописи О.А.Соколовой. 
Икона нуждалась в  выполнении  противоаварийного укрепления паволоки, грунта и красочного слоя и  в раскрытии значительно потемневшего со временем олифного покрытия.
Выполнение полного цикла консервационно-реставрационных мероприятий было определено заданием реставрационного совета  ВГИХМЗ.
Результаты  предварительного визуального исследования показали, что икона написана на доске липовой породы, древесина, гладкой ровной поверхности, размером 30,7х28,3х2,7 см.  На оборотной стороне  - две врезные встречные  шпонки. В результате легкого коробления доски шпонки справа и слева выходят за край иконы. Торцы и кромки в удовлетворительном состоянии, на торцах присутствуют фрагменты левкаса.
Икона с двойным ковчегом. Лузга в обоих объемах не глубокая, пологая. Присутствующие на лузге внутреннего ковчега большого количества гвоздей и крупных гвоздевых отверстий указывают на  крепление  оклада. Грунт – тонкий, белого цвета, положен на  паволоку. Техника исполнения – яичная темпера. Покровный слой – слой олифы значительно потемнел.
Изучение структуры живописи с применением микроскопа МБС-10 выявило  послойность и  равномерное распределение компонентов  состава грунта и  пигментов красочного слоя тонкого помола.
Наиболее трудоемким было удаление темного слоя олифы по позолоту, при котором  использовалось  легкое смачивание ватного тампона, методом "прокатывания".
При письме использовано тонкое сусальное золото на нимбах и клеенное по изображению растительного орнамента по фону и позему. В написании складок одежд применен черный и темно-коричневый колер, в светлых местах ассист золотом. Изображение фона и короны над иконой Богоматери красочный слой положен с легкой растяжкой цвета.     Надписи на фоне  выполнены  черным колером. Манера письма демонстрирует разнообразие приемов, в изображении одежд применялось золото с орнаментальной росписью. Красочный слой построен по классической схеме, представляющей сложную структуру: грунт, несколько лессировочных  слоев темперы; личное - санкирь темный, зелено-коричневый колер, довольно плотный,  открытый в теневых местах, следующий главный – он дает основной цветовой тон, золотисто коричневый колер, в верхнем слое значительно и широко разбелен белилами, нанесенными плавью. Изображение волос выполнено темно-коричневым колером с прописью узкими короткими штрихами. Изображение бровей, век - коричневым цветом, зрачки черным.
     Икона написана в темно- зеленых и красно-коричневых  тонах.
    Данное  технико-технологическое исследование помогает глубже изучить  письмо автора и представить датировку  иконы  к  17 веку.

О.А.Соколова. художник-реставратор высшей категории
станковой темперной живописи

Смотреть описание
Летний режим
Летнее посещение
ГОСУСЛУГИ В КРЕМЛЕ
«Живые уроки»
Запись на экскурсии
Культура.РФ
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Право на судьбу
Качество услуг
Научно-практическая конференция 2018
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Хисторимэпс35
Департамент культуры и туризма Вологодской области
Противодействие коррупции
Краткая справочная информация
Год театра в России
Профилактика ВИЧ
Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области