Е. А. Виноградова, И. Н. Федышин.
В русской иконописи нового времени отчетливо выделяются три основных направления, ориентированные на вкус и достаток представителей различных социальных слоев общества:
— Это дешевые «расхожие» иконы, в основном приобретаемые крестьянством и нижними слоями городского населения;
— иконы в «стиле Оружейной палаты», получившие название «золотопробельных» и пользовавшиеся предпочтением у богатых горожан;
— и иконы академического направления, соответствовавшие вкусам наиболее образованных и состоятельных людей.
Это направление возникло в конце XVIII в. в результате развернувшейся деятельности основанной в 1757 г. Академии художеств. Распространение светской живописи, особенно портретной, способствовало восприятию иконы как реалистического портрета святого, что подкреплялось имевшими место случаями почитания прижизненных портретов в качестве икон после канонизации изображенных на них подвижников (например, портреты святителей Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского).
Круг почитателей академического иконописания расширился в
Немаловажным фактором расцвета академической иконописи представляется и то, что художественное образование становилось все более доступным: в Академии художеств в 1840 г. открылись рисовальные классы для «вольноприходящих», а в 1872 г. — бесплатные воскресные классы, возникали частные школы в провинции, иконописные школы академической ориентации во
В середине XIX в. возник интерес к иконе как к памятнику отечественной древности, что выразилось в собирании старинных икон, появлении иконописцев старинщиков и увеличении количества заказов на исполнение дорогих образов, написанных в «старинном» стиле.
В это время возникло творческое направление, сочетавшее некоторые особенности традиционной иконописи с академической манерой письма. Этот стиль культивировался, в частности, в известной петербургской мастерской династии иконописцев Пешехоновых, выходцев из старообрядческой среды Тверской губернии.
![]() |
![]() |
В творчестве В. М. Пешехонова сочетаются с одной стороны традиционная техника, т. е. принципы древнерусской иконописи были близки автору, как потомственному иконописцу, с другой стороны, он является иконописцем Императорского Двора, где основную роль в искусстве (в том числе и церковном) играли выпускники императорской Академии Художеств, а образцами красоты и гармонии считались рисунки художников-классицистов.
Иконы, вышедшие из мастерской Пешехоновых были ориентированы на воссоздание наиболее древней иконографии, обращение к православным и национальным традициям. Мастерская проводила систематическую работу по собиранию прорисей со старинных византийских и древнерусских икон. Среди выявленных пешехоновских работ две иконы являются точными копиями византийских оригиналов. Определенным этапом в изучении наследия Древней Руси на основе подлинных памятников было участие представителей этой династии в реставрации Софийского собора в Киеве в
В отношении произведений вышедших из этой мастерской в XIX веке нередко применялись определения «византийскй стиль» и «греческое письмо», «художником византийской церковной живописи» называет отца в своих дневниках сын Василия Макаровича Сергей Васильевич Пешехонов (Там же). Этот стиль, не имеющий ничего общего с искусством Византии с точки зрения современного искусствознания, воспринимался в середине XIX века как нечто новое и передовое.
Деятельность Пешехоновской мастерской и расцвет «пешехоновского стиля» иконописи относится к 1820–80-м годам. За это время артелью выполнено более 30 иконостасов для монастырей и храмов в России и за ее пределами.
Иконописная артель была достаточно многочисленна, работать в ней считалось большой честью. Строгое разделение труда делало совершенно невозможным написание иконы от начала до конца одним мастером, но руководители мастерской Пешехоновы принимали личное участие в иконописном процессе. Такой вывод сделан Ж.Г. Белик на основании изученного архивного материала и переписки семьи. Исследователь считает, что все иконы, подписанные В.М. Пешехоновым, действительно выполнены с его участием, демонстрируют «высокий художественный уровень исполнения личного и доличного письма, более тонкую и аккуратную, почти ювелирную работу по золоту, чем выделяются среди работ без подписи».
На сегодняшний день известно 55 икон, подписанных В.М. Пешехоновым. Они датированы
Святые изображены в рост, на золотом фоне, пол, выстланный каменными плитами, выполнен в прямой перспективе. В центре композиции фронтальное изображение св. Василия Великого, слева от него в трехчетвертном развороте к центру священномученик Александр и Пророчица Анна, справа — мученица Параскева и преподобный Александр (Свирский?). В арочную выемку, заходящую на верхнее поле, вписано изображение Спаса в облаках, благословляющего обеими руками. Друперстное знамение выдает иконописца, сформировавшегося в старообрядческой среде и его приверженность традиции, хотя икона создана уже после перехода В.М. Пешехонов в ортодоксальную церковь.
Лики на иконе написаны реалистично, но в иконописной многослойной технике с применением новых технических приемов (например, легкие прозрачные лессировки черной краской в тенях нанесены в качестве завершающего этапа моделировки ликов). При написании икон этой мастерской применялась смешанная техника, основанная на послойном сочетании красок на яичном и масляном связующем, позволявшая добиться тонких реалистичных образов.
Иконы Пешехоновской мастерской всегда имели золотой фон. В рассматриваемом произведении золото пронизывает всю живописную поверхность, придает особую праздничность и светоносность колориту. Автор виртуозно владеет приемами работы с сусальным и твореным золотом, применяет золото разных оттенков, чередует участки матовой и полированной поверхностей, использует при этом материалы очень высокого качества.
![]() |
В другой технике выполнен декор омофоров святителей: растительный орнамент написан белой краской по позолоте, затем с целью имитации фактуры ткани в просветах между элементами орнамента по золоту нанесены при помощи цировки короткие тонкие горизонтальные штрихи. Декор омофоров дополняют кресты и украшения из драгоценных камней с «жемчужными обнизями». Драгоценные камни написаны в многослойной технике, что позволяет живо передать игру света на имитируемых драгоценностях.
Изображения кистей на омофорах и епитрахилях сочетают в себе графическую проработку краской коричневого цвета и цировку.
Пробела на неорнаментированных одеждах автор выполнил твореным золотом «в перо», тонко моделиря объем и складки одежды.
На аналаве прп. Александра очень мелко и тонко написаны тексты и Голгофские кресты твореным золотом. В этой же технике выполнен орнамент на синем подризнике Василия Великого, при этом две узкие орнаментальные каймы вдоль нижнего края прорисованы клеящим составом коричневого цвета и позолочены сусальным золотом.
В отличие от большинства икон, подписанных В.М. Пешехоновым
Икона из собрания Вологодского музея, безусловно, является интереснейшим примером творчества мастера и важна для изучения художественного наследия известнейшей петербургской мастерской, оказавшей большое влияние на иконопись XIX века в целом. Украшенные пешехоновскими иконостасами кафедральные соборы российских городов и монастырей были ориентиром иконописного искусства и иконостасных программ для малых храмов. Эти иконы были образцом для копирования мастерами других иконописных мастерских, поэтому понятие «пешехоновские письма» охватывает значительный круг произведений, выходящий далеко за рамки одной иконописной артели. В этот круг может быть включен и ряд икон из собрания Вологодского музея-заповедника, но ни одна из них не может сравниться с представляемой иконой по уровню исполнения и совершенству технических приемов работы с золоченой поверхностью произведения.
Высокие оценки современников, большое количество и значимость заказов на иконописные работы Пешехоновых были обусловлены главным образом тем, что этим иконописцам удалось выразить идеи своего времени. Это проявилось в выборе иконографических схем и сюжетов, ориентированых на древнюю иконографию, сочетании традиционных иконописных элементов с реалистической трактовкой формы, что было продиктовано временем, когда под влиянием Академии художеств уровень профессионализма мастера определялся академическим стилем его художественного языка.