«Раскрывая тайны музейных хранилищ»: фаянсовая миска
  «Раскрывая тайны музейных хранилищ»: фаянсовая миска
«Раскрывая тайны музейных хранилищ»: фаянсовая миска
Сроки проведения: с 15.05.2020 - 15.12.2020
Место проведения: {location}
В коллекции Вологодского государственного музея-заповедника хранится фаянсовая миска с крышкой, с высокими бортиками. Этот предмет имеет исключительную ценность: до настоящего времени таких изделий сохранилось мало, ведь фаянсовый завод, где была изготовлена миска, просуществовал всего десятилетие.

На внешних стенках миски изображены два гравированных рисунка с видами Санкт-Петербурга, на внутренней поверхности по верхнему краю – бордюр из цветов и листьев, на дне – пейзаж с деревьями и избушкой. На основании клеймо: «Ф/ШИРОБОКОВА/ДЕПЕДРИ/БАРИСОВА/ВЪ ГОРОДИЩЂ». По краю крышки широкий цветочный бордюр. Миска была произведена в России предположительно в период с 1844 по 1854 годы.


[Общий вид. ВГМЗ 38768]

Фаянсовый завод Широбокова, Депедри и Борисова (по правилам орфографии того времени его фамилия писалась через «а») просуществовал не более 10 лет. Изделия этого завода не успели широко разойтись по стране, поэтому сегодня подобных изделий сохранилось очень немного. Фабрика была основана в селе Городище Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в 1844 году и просуществовала по одним сведениям до 1854 года, по другим – всего до 1847 года.


[Гравюра Дворцовая площадь с Александровской колонной]

Сведений о владельцах предприятия практически не сохранилось. Мы знаем лишь их имена, предусмотрительно включенные в маркировку изделий. Известно, что Широбоков был местным помещиком, на землях которого и размещалась фабрика, а Дипедри и Борисов, очевидно, были его компаньонами.

В специальной литературе и немногочисленных статистических обзорах мануфактурной промышленности Российской империи о фабрике сохранились весьма отрывочные сведения. Так, согласно данным, содержащимся в издании «Состояние мануфактурной промышленности Тверской губернии в 1845 году», в момент основания фабрики на ней работало сорок человек, имелось четыре горна и две муфельные печи. Изделия сбывались частью в столицах, частью внутри губернии на многочисленных ярмарках.


[Гравюра Невский проспект у Аничкова дворца. С литографии К.Беггрова по рисунку Тона и Шифляра]

Основной продукцией фабрики были изделия из тонкого фаянса. В качестве сырья на фабрике использовали местную глину, получившую из-за слегка желтоватого оттенка название бланжевой.

Украшали готовые изделия печатным рисунком: техника переводной печати на фаянсе была самым распространенным типом декора в фаянсовом производстве XIX столетия. К тому же такой способ декорирования был дёшев и давал великолепные художественные результаты. Излюбленными сюжетами мастеров фабрики были пейзажи Петербурга и его окрестностей.


[Гравюра с изображением Павловска]

Данный предмет принадлежал известному вологодскому живописцу и графику Владимиру Николаевичу Корбакову. В 2014 году был передан в дар Вологодскому музею его вдовой Светланой Михайловной Корбаковой.


Краткая справочная информация
Режим работы музея в майские праздники 2024 года
Решаемвместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
PK_April_2024
QR
Ютуб
Культура.РФ
Онлайн-культура Вологодской области
Серебряное ожерелье
Гранты культуры
Сборник 2018
Цифровые профессии
Узнай свой статус здоровья
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Анкета посетителя
Гранты
Научно-практическая конференция 2018
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Хисторимэпс35
Департамент культуры и туризма Вологодской области
Сделано на Вологодчине
Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области
Противодействие коррупции