Сегодня Русская православная церковь отмечает праздник Сретения иконы преподобного Димитрия Прилуцкого. Этот местный вологодский праздник установлен в воспоминание о встрече в 1503 году образа преподобного, который, по преданию, был взят из Спасо-Прилуцкого монастыря великим князем Иоанном III и участвовал в походе на Казань, а затем был со всеми почестями возвращен в Вологду.
Эта икона является одним из шедевров русской иконописи, принадлежащим кисти великого мастера Дионисия Московского, среди творений которого также созданные на Русском Севере всемирно известные памятники – иконы для иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря (ок. 1500 года) и роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 год).
[Икона «Димитрий Прилуцкий, в житии». Дионисий, ок. 1503 года. ВОКМ-1593]
Образ Димитрия Прилуцкого, написанный около 1503 года, сопровождается житийным циклом в 16 клеймах, литературным источником для которого является пространная или минейная редакция жития. Нет оснований не доверять древней легенде об истории образа из Спасо-Прилуцкого монастыря, но в военном походе была другая икона, вероятно, меньшего размера и без житийных клейм – более ранняя надгробная икона, по преданию, написанная святым Дионисием Глушицким и увезенная в 1487 году, по повелению Ивана III, в Москву для помощи русским войскам в походе на Казань. По всей вероятности, она послужила образцом для поясного изображения святого в среднике на иконе Дионисия.
[Лик преподобного Димитрия Прилуцкого.]
Подобно другим произведениям великого русского иконописца образ преподобного отличает особая духовная просветленность и душевная тонкость в сочетании с изысканностью и строгостью «устроителя» и духовного наставника.
[Пострижение в монахи в Успенском Горицком монастыре в Переславле-Залесском (клеймо 1)]
[Поставление в иереии (клеймо 2)]
В иконографической программе произведения не нашли отражения эпизоды рождения и детства святого. Повествование в клеймах начинается с пострижения в монашество, что характерно для житийных икон многих преподобных и подчеркивает значимость этого события как «второго рождения». Наряду с сюжетами, связанными с основанием обители и деятельностью Димитрия-игумена (клейма 6, 7, 10), в ряде клейм отражено историческое значение личности преподобного, подчеркнута его связь с важнейшими духовными и политическими событиями своего времени (клейма 4, 5, 8).
[Встреча с преподобным Сергием Радонежским (клеймо 4)]
[Встреча с великим князем Димитрием Донским (клеймо 5)]
[Чудо о соборной церкви (Явление преподобного Димитрия, носящего бревна для строительства монастырского храма. Клеймо 15)]
Цикл посмертных чудес свидетельствует об особом покровительстве святого основанной им обители (клейма 13,15). Строгое пропорциональное соответствие клейм и средника, уравновешенность тонких цветовых сочетаний, торжественно-замедленный ритм легких удлиненных фигур создают особую гармонию образа, являющегося одним из наиболее выразительных в ряду икон русских святых, вышедших из мастерской Дионисия. Тонкий каллиграфический рисунок черт сочетается с традиционной для московского иконописца мягкостью моделировок, с как бы сияющей внутренним светом розовой карнации личного.
Икона почитается верующими как чудотворная: она единственная уцелела во время пожара, случившегося в Спасо-Прилуцком монастыре в 1811 году. Это один из наиболее выразительных образов, созданных Дионисием, творчество которого является одним из определяющих факторов развития вологодской культуры на рубеже XV-XVI веков.
Святой Димитрий был игуменом Спасо-Прилуцкого монастыря со дня основания до самой смерти (с 1371 по 1392 год). Уже в первой половине XV века появляется краткая редакция жития святого, а во второй половине столетия и более пространная. После 1450 года состоялась местная канонизация святого, к концу XV века почитание прп. Димитрия, по-видимому, стало общерусским, чему немало способствовали великие князья, проявлявшие большой интерес к Вологде как северному форпосту, торговому и ремесленному центру. В 1447 году Вологду получил в удел Василий II Васильевич, при Иоанне III она стала благонадежной столицей: вначале Вологодского княжества (удела Андрея Меньшого), а с 1481 года – Вологодского уезда Московского государства. Вологжане участвовали в пяти походах на Казань во время правления великого князя Иоанна III.
Произведение Дионисия является памятником мирового значения и занимает свое законное место среди произведений первого ряда в истории русского искусства. Икона «Преподобный Димитрий Прилуцкий, в житии» (ок. 1503 года) опубликована во множестве изданий по истории иконописи и специальных трудах исследователей древнерусского искусства, была представлена широкому кругу любителей древнерусской живописи на выставках в России и за ее пределами, но не менее важным является нахождение этого уникального памятника на протяжении многих десятилетий в постоянной экспозиции художественного отдела Вологодского музея-заповедника.