«Раскрывая тайны музейных хранилищ»: медаль в память петербургской придворной карусели
  «Раскрывая тайны музейных хранилищ»: медаль в память петербургской придворной карусели
«Раскрывая тайны музейных хранилищ»: медаль в память петербургской придворной карусели
Сроки проведения: с 19.06.2020 - 19.12.2020
Место проведения: {location}
В собрании Вологодского музея-заповедника находится интересная медаль, выпущенная в память петербургской придворной карусели 1766 года. В то время слово «карусель» имело иное значение, нежели в словаре современного человека.

Для нас карусель ассоциируется с аттракционом, когда дети и взрослые верхом на деревянных лошадках, а то и просто на скамеечках кружатся вокруг столба. В средние века и вплоть до XVIII века это было иное развлечение: в старых энциклопедических словарях слово «карусель» разъясняется как «воинская конная игра, представление в подражание рыцарским турнирам». Подобный вид развлечений зародился в Италии, затем перешёл во Францию.

С XVIII века русский двор стал приобщаться к европейским культурным традициям. Появились петровские ассамблеи, необычайно широкое распространение получили маскарады. Некоторые праздники отличались особым размахом и пышностью: к таким можно отнести петербургские карусели, устраиваемые в годы царствования Екатерины II.

Первая петербургская карусель состоялась 16 июня 1766 года. Её участники были разделены на четыре кадрили: Римскую, Славянскую, Турецкую, Индийскую. Каждая группа имела не только соответственные наряды, лошадиную сбрую и вооружение, но и особые колесницы для участвующих в состязании дам, а также различные музыкальные инструменты.

Местом действия стала площадь перед Зимним дворцом, на которой по проекту известного архитектора Антонио Ринальди был построен огромный деревянный амфитеатр на несколько тысяч зрителей. Над живописным оформлением амфитеатра работали художники Гавриил Козлов и Пьетро Градицци.

Карусель 16 июня 1766 года стала грандиозным событием. «Сколько великое стечение народа по улицам в то время было, того описать невозможно, ибо как в амфитеатре и по сторонам улиц, так в окнах всех домов и на кровлях бесчисленное множество; но всего торжественнее казался вид Зимнего каменного Дома Ее Императорского Величества, которого апартаменты, как ни велики, не токмо наполнены были зрителями во всех его этажах, но и кровли были покрыты народом», – написано в церемониальном камер-фурьерском журнале 1776 года.

Два часа ушло на облачение участников карусели в тяжёлые, яркие, сверкающие золотом и самоцветами костюмы. Десятки камердинеров и горничных шнуровали, подтягивали, закалывали, драпировали туалеты. Куаферы подвивали и пудрили локоны. Конюхи в последний раз проверяли готовность коней, проверяли сбрую, поправляли перья султанов... И вот в половине пятого прозвучал пушечный выстрел, «по которому все четыре кадрили выступили в марш», начав движение к Зимнему дворцу. Славянская и Римская кадрили двигались от Летнего дворца по Большой Миллионной, а Индийская и Турецкая – со стороны Невского проспекта. Всё было рассчитано до минуты, и кадрили одновременно появились в воротах амфитеатра.

По знаку императрицы был дан сигнал к началу состязаний. Сначала появились дамы на золоченых колесницах. Возничие гнали лошадей, а благородные участницы состязаний метали дротики в расставленные цели. Следом за дамами состязались кавалеры на своих породистых лошадях.

По окончании все поехали в Летний дворец, где состоялось награждение победителей. После раздачи призов и ужина во дворце был бал-маскарад. Праздник имел столь большой успех, что его повторили 11 июля 1766 года. Придворные карусели стали ярким запоминающимся событием в культурной жизни не только царского двора, но и всего Петербурга, о котором потом долго говорили и вспоминали.

Медаль из собрания музея-заповедника является односторонней копией, выполненной в XIX веке с оборотной стороны. Авторами оригинала стали два наиболее значительных представителя русского медальерного искусства второй половины XVIII века – Тимофей Иванов и Самойла Юдин. На медали изображено здание амфитеатра, над которым парит орёл с лавровым венком в клюве. Слева, на первом плане, изображение женской фигуры, символизирующей реку Неву. Сверху надпись: «СЪ АЛФЕЕВЫХЪ НА НЕВСКИЕ БРЕГА», внизу указана дата проведения карусели – 16 июня 1766 г.

Известно, что карусельная медаль поступила в фонды в 1923 году при создании объединенного музея вместе с коллекцией первого музея Вологды – Дома-музея Петра I.


[ВОКМ 2728. Медаль в память Петербургской придворной карусели. 16 июня 1766 г. Россия. XIX в. Копия. Олово, чеканка; d –  4,3 см]


Краткая справочная информация
Режим работы музея в майские праздники 2024 года
Решаемвместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
PK_April_2024
QR
Ютуб
Культура.РФ
Онлайн-культура Вологодской области
Серебряное ожерелье
Гранты культуры
Сборник 2018
Цифровые профессии
Узнай свой статус здоровья
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Анкета посетителя
Гранты
Научно-практическая конференция 2018
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Хисторимэпс35
Департамент культуры и туризма Вологодской области
Сделано на Вологодчине
Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области
Противодействие коррупции