Грани творчества

В 2022 году город Вологда отметил свое 875-летие. Последние несколько десятилетий в городе идет масштабное строительство жилья, значительно расширились его границы.

О формировании внешнего облика Вологды, его новых микрорайонов, появившихся в последней четверти ХХ в., проблемах сохранения исторического центра города, где гармонично сочетались бы современная застройка и архитектура прежних эпох, дает представление коллекция материалов, переданная в музей в 2021 г. известным вологодским архитектором, членом Вологодского отделения Союза архитекторов России Григорием Куприяновичем Парфёновым.

Она включает в себе рабочие чертежи, рисунки, фотографии, книги, чертежные инструменты, предметы фототехники – в общей сложности более 120 предметов.

Г.К.Парфёнов родился в Ленинграде в 1938 г. в семье рабочих. После начала Великой Отечественной войны его отец , Куприян Парфёнович, был призван в армию, а Григорий с мамой, Евгенией Корнеевной, остались в Ленинграде.

Летом 1942 г. мать умерла от дистрофии.

«Мама умерла летом 1942 г. от дистрофии, пережив самую страшную и голодную зиму 1941-1942 гг. Мы были с ней дома одни, она лежала на кровати <….> Мама попросила пить. Взглянув на неё, увидел, что она улыбается мне, но пока вставал, подходил к столу и вернулся к ней с водой, её на стало, она умерла тихо и незаметно в 34 года» Мальчика взяла в свою семью знакомая отца, работавшая в госпитале.

Из блокадных дней ему запомнились голод, холод, отсветы пожаров. А вот звуки сирен, бомбежки, по словам Григория Куприяновича, он помнит смутно - они были привычной частью повседневной жизни.

Память о тех суровых годах его не отпускает и находит отражение в его художественных работах, таких как пастель «Тревожные ночи блокады», в числе других экспонировавшаяся на выставке, посвященной 60-летию Победы в Вологодской областной картинной галерее.

Долгие годы Г.К.Парфёнов является активным членом Вологодской городской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда».

Фотопортреты ветеранов войны, солдат и тружеников тыла, занимают особое место в творчестве Парфёнова-фотографа.

После окончания средней школы №123 Выборгского района г. Ленинграда, и службы в армии, в 1961 г. Григорий Куприянович поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт на градостроительный факультет по специальности архитектура. После успешного завершения учёбы он получил направление в институт «Вологдагражданпроект», занимавшийся строительством, планировкой и застройкой городов и поселков Вологодской области.

В институте «Вологдагражданпроект» Парфёнов проработал более 20 лет (1967–1990 гг.), занимая должности от руководителя группы до исполняющего обязанности главного архитектора института.

Итогом плодотворной творческой работы стали проекты застройки жилых кварталов ряда населённых пунктов Вологодской области, в том числе городов Великого Устюга, Белозерска, Череповца, Сокола, Грязовца.

За плечами Г.К. Парфёнова многолетний опыт ведения градостроительных работ в областной столице. Им выполнены проекты застройки ряда микрорайонов г.Вологды : 2-го, 3-го, 4-го МКР по ул.Ленинградской, 4-го «Разинского» МКР по ул.Северной, квартала ГПЗ-23 по ул.Панкратова, жилого микрорайона по улице Возрождения. Принимал он участие и в проектировании МКР №6 по ул.Текстильщиков в г.Вологде.

Каждый из этих проектов имел свои отличительные особенности. Некоторые из них стали определенными творческими «вехами», поскольку имели особые характеристики, не свойственные другим проектам.

В результате многолетнего опыта проектирования у Г.К. Парфёнова сформировался свой стиль, в основе которого комплексный подход при разработке проектов современной жилой застройки с учетом целого ряда факторов: архитектурной преемственности, природного ландшафта, транспортной логистики, системы озеленения и благоустройства, архитектурно-художественного оформления интерьеров и экстерьеров зданий.

С 1983 г. Парфёнов – член Союза архитекторов СССР, позже – Союза архитекторов России.

Григорий Куприянович не понаслышке знаком с проблемой регенерации и реставрации исторического наследия региона: в 1995–1996 гг. он работал заместителем начальника Управления исторического наследия и туризма Вологодской области. Под его руководством были обследованы ценные объекты культурно-исторического наследия Вологды. На основе государственной программы «Возрождение исторических городов России» он разработал концепцию «Возрождение» и написал монографию «Совершенствование инвентаризации культурно-исторического наследия Вологодской области», одобренную Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева Российской академии наук.

С 1997 года научно-педагогическая деятельность Григория Купряновича была связана с Вологодским государственным университетом, где он работал старшим преподавателем кафедры архитектуры и градостроительства политехнического института (с 2011 г. Вологодский государственный технический университет), а затем преподавал на инженерно-строительном факультете (ныне инженерно-строительный институт ВоГУ), передавая свои профессиональные знания и умения, свой жизненный опыт студентам.

Для совершенствования педагогического процесса в эти годы им был написан ряд методических пособий для студентов.

Когда-то, в далеком 1967-м году, приехавшего в Вологду молодого специалиста Григория Парфёнова поразил исторический центр города – подлинный музей деревянного зодчества под открытым небом, полный внутренней гармонии и умиротворённости.

«Среда обитания – живой организм. Замыслы и планы людей, зафиксированные в проектных документах или в построенных объектах, постоянно подвергаются корректировке, приспосабливаются к меняющейся действительности…», - говорит Григорий Куприянович. Он неустанно пропагандирует архитектурное наследие Вологодской области в печатных изданиях: в книге «Пионеры Вологодчины в градостроении и архитектуре (2018 г.), буклете « Город над светлой водой» (2007), проиллюстрировав их своими фотографиями.

Он спешит запечатлеть облик исторической Вологды в своих фотографиях и графических работах, многие из которых известны вологжанам по ряду его персональных выставок, с успехом проходивших в Вологде в 1988-2021 гг. , в т.ч. в Вологодском государственном музее-заповеднике (2007 г.) Его работы, разнообразные по тематике, свидетельствуют о его умении видеть прекрасное и необычное в повседневной жизни.