Вологодский музей / Виртуальные экскурсии и выставки / Память об утраченной святыне. К 360-летию Спасо-Всеградского собора города Вологды / Иконы Всеградского собора / Икона «Образ пресвятые Богородицы от бед страждущих» (реставраторы)

Икона «Образ пресвятые Богородицы от бед страждущих». 1759 г., Вологда (?).

Дерево, левкас, темпера.
34,3х26,3х2,7 см
Происходит из Спасо-Всеградского собора г. Вологда
Поступила в музей 05.04.1924 г.
Реставратор  Соколова О.А., «Образ Севера» (Вологда), 2014 г.
    Икона «Образ пресвятые Богородицы от бед страждущих» с января по август 2014 года находилась на реставрации в ООО «Образ Севера». Реставратор О.А.Соколова.
    При поступлении в музей икона имела широкую датировку – XVIII век. Авторская живопись находилась под слоем потемневшей олифы. На поверхности имелось значительное количество гвоздевых отверстий.  Ее тыльная сторона была закрыта  бумажной заклейкой, нанесенной, по-видимому, при подгонке иконы при установке в киот.
    По заданию реставрационного совета ВГИХМЗ на иконе выполнен полный цикл консервационно-реставрационных мероприятий, включающий укрепление левкаса и красочного слоя, удаление слоя бумаги с тыльной стороны иконы, пробное раскрытие, удаление потемневшего олифного покрытия, подведение  реставрационного грунта в местах утрат, тонирование подведенного реставрационного грунта, покрытие лаком.
   
Икона написана на липовой доске, древесина с гладкой ровной поверхностью, размер 34,3х26,3х2,7 см. По торцам неглубоко врезные шпонки. Доска иконы опилена с трех сторон, спил сделан на готовой иконе, в результате чего значительно пострадал красочный слой полей на лицевой стороне. На торцах и кромках большое количество гвоздей и гвоздевых отверстий. Паволока – отсутствует. Грунт – тонкий, белого цвета, техника исполнения – яичная темпера. Покровный слой – тонкий слой олифы.
    В результате выполнения работ грунт и красочный слой укреплены  с применением используемых в реставрации материалов. Живопись исследована с применением микроскопа МБС-10, выявлена послойная структура, выполнено пробное раскрытие живописи. По отработанной методике удалено потемневшее олифное покрытие, открывшее авторскую живопись удовлетворительной сохранности. Следов поновления  не выявлено. Трудоемким в работе  было удаление загрязнений и довольно толстого слоя бумаги с тыльной стороны иконы, при этом удаление  выполнено в сухую, а клей  с поверхности добирался с применением ватных тампонов, смоченных в дистиллированной воде, оставляя нетронутыми участки с надписями.
    В манере письма иконописца сохранена традиционная последовательность исполнения произведения иконописи. На тонком слое гладко выровненного грунта  присутствует графья, тонкая, не глубокая. Живопись  изображения  состоит из нескольких лессировочных слоев с элементами клееного золота и серебра в разделке орнамента одежды Богоматери. Надписи на полях выполнены серебром, в украшении одежды присутствует клеенное серебро и золото, которое в некоторых местах значительно потерто.
    Структура живописного слоя ликов, которую можно наблюдать в бинокуляр такова: санкирь темный, красно-коричневый колер, довольно плотный, практически перекрыт верхними слоями. Основной цветовой тон дает золотисто коричневый колер следующего слоя. Пробела нанесены широкими мазками белил в 2-3 приема в соответствии моделировке объема. Изображение волос выполнено темно-коричневым колером с прописью узкими короткими штрихами. Изображение бровей, век выполнены коричневым цветом, зрачки черным. Теневой объем покрыт тонким слоем лессировки темно-коричневого колера. Лики написаны плотно. Пигменты основных цветов тонкого помола.
    На основной плоскости нимбов сусальное золото, широкая кайма с применением клееного тонкого ассиста серебром и золотом. Колорит иконы исполнен  с применением синего, охристого, красного. Цветовые пятна равномерно распределены  по плоскости. Икона, написанная в светлом, праздничном колорите. Несомненно,  икону писал профессиональный мастер, имеющий опыт иконописного мастерства и приемов  в технике письма и передачи их на плоскости иконы. Судя по наличию гвоздевых отверстий на икону мог налагаться оклад.
    При удалении старой плотной бумаги с оборотной стороны иконы под верхней шпонкой выявлена надпись чернилами: «Сей образ 1759 года месяца августа пятого дня», что является важным датирующим фактором.
    Стилистические особенности живописи не противоречат датировке произведения серединой XVIII века, а точная дата создания иконы, присутствующая в открывшейся надписи, не вызывает сомнений.

О.А.Соколова. художник-реставратор высшей категории
станковой темперной живописи.

Смотреть описание
Краткая справочная информация
Режим работы музея в майские праздники 2024 года
Решаемвместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
PK_April_2024
QR
Ютуб
Культура.РФ
Онлайн-культура Вологодской области
Серебряное ожерелье
Гранты культуры
Сборник 2018
Цифровые профессии
Узнай свой статус здоровья
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Анкета посетителя
Гранты
Научно-практическая конференция 2018
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Хисторимэпс35
Департамент культуры и туризма Вологодской области
Сделано на Вологодчине
Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области
Противодействие коррупции