Вологодский музей / Виртуальные экскурсии и выставки / Памяти мастера: к 130-летию со дня рождения Александра Ивановича Брягина / Брягин-художник

В собрании Вологодского государственного музея-заповедника хранятся художественные произведения Александра Ивановича Брягина

Живописные работы художника широко известны публике, их часто можно увидеть на различных тематических выставках и в постоянной экспозиции музея. Многие из них отражают ключевые моменты истории Вологды, рассказывают о героическом прошлом нашего города: «Вологда в 1147 году», «Иван Грозный на постройке Софийского собора», «Петр I в Вологде» и др.


Картина «Старая Вологда»
ВОКМ 1575, XII в., холст, масло,
9 х 64 см, 57 х 72,5 см – рама





Картина-миниатюра «Петр I в Вологде»
ВОКМ 12517, 1946 г. Дерево, темпера яичная. 32,5 х 44 см, 35,5 х 47 см – рама





Картина «Пир Ирода». Копия
Фрагмент фрески из церкви Иоанна Предтечи в Вологде

ВОКМ 12518, дерево, темпера яичная, 75,5 х 55,5 см, 79,5 х 59 см – рама





Картина «Возвращение»
Незаконченная миниатюра на тему Великой Отечественной войны

ВОКМ 5038/55, фанера, краски, 36,5 х 45,5 см





Копия с картины худ. И.А. Вепхвадзе
«Встреча Ленина и Сталина», 1940-е гг.

НВ 13744, холст, масло, 52 х 79 см, 58 х 85 см – рама





Картина «Пейзаж с яблоневым садом». 1946-1947 гг.
НВ 12231/2, холст, масло, 90,5 х 202 см





Картина-миниатюра «Иван Грозный на постройке флота в г. Вологда»
ВОКМ 1587, дерево, темпера яичная, 30,5 х 37 см, 34 х 41 см – рама





Картина-миниатюра «В Вологодском судном приказе в ХVIII в»
ВОКМ 9883, 1946 г., фанера, трехслойная темпера,
30 х 38 см, 33 х 41,5 см – рама



В отличие от картин графическое наследие А.И. Брягина современникам известно меньше. Коллекция графики А.И. Брягина в собрание музея-заповедника насчитывает более 400 листов. Основная масса графических произведений Александра Ивановича – это наброски, этюды, эскизы и рисунки-миниатюры, исполненные на листах небольшого размера. Графитный карандаш – основной вид техники, в которой работал художник. Реже встречаются рисунки исполненные тушью и акварелью.

В коллекции сохранилась целая серия рисунков и набросков к картинам-миниатюрам, например «Иван Грозный на строительстве Софийского собора», «Судный приказ». Если в законченных ярких живописных произведениях зритель встречается с результатами творчества художника, то эскизы, рисунки и наброски дают возможность увидеть интересный процесс создания будущей картины.


Эскиз к миниатюре
«Иван Грозный на постройке Софийского собора в Вологде»

ВОКМ 5038/40*4, бумага, карандаш, 37 х 31 см
и картина «Иван Грозный на постройке Софийского Собора»
ВОКМ 12516, холст, масло, 69 х 91 см, 74,5 х 96,5 см – рама





Эскиз к миниатюре «Дмитрий Донской возвращается с поля Куликова»
ВОКМ 5038/1*2, 1942 г. бумага, карандаш, 25 х 30 см
и картина «Героическое прошлое русского народа. Дмитрий Донской возвращается с Куликовской битвы»
ВОКМ 10707, бумага, акварель, 40 х 30 см




Станковых произведений в графическом наследии А.И. Брягина в собрании музея немного. К ним можно отнести рисунки исполненные акварелью «Архиерейский дом в Вологодской крепости», «Заседание Вологодского Совета рабочих и солдатских депутатов», «Героическое прошлое русского народа. Дмитрий Донской возвращается с Куликовской битвы» и два карандашных рисунка северо-западной и северо-восточной башен Вологодского кремля.




Рисунок «Архиерейский дом в Вологодской крепости»
(Иосифовский корпус)

ВОКМ 12515, бумага, акварель, 24,5 х 21,5 см





Рисунок «Северо-восточная башня Вологодской крепости ХIХ в»
ВОКМ 12514, 1945 г., бумага, карандаш, 20 х 18,5 см



В собрании музея-заповедника находятся три альбома с ценным рабочим материалом разных жанров – набросками человеческих фигур, эскизами, пейзажами, портретами, представляющими большой интерес для исследования творческого наследия художника.


Этюд леса и лужайки. 1924 г.
ВОКМ 5038/32, бумага, акварель, 22,8 х 36 см



Например, в альбомах большое количество листов с портретными рисунками и набросками. В большинстве случаев это оплечные произведения, выполненные на свободном поле. Все внимание сосредоточено на лице человека. Рассматривая портретные наброски и рисунки, невольно ощущаешь себя в «творческой лаборатории» художника.




Портрет генерал-майора Преображенского
ВОКМ 5158, холст, масло, 44 х 36 см, 50,5 х 43,3 см – рама



Особое место в графическом наследии Александра Брягина занимает рисунок-миниатюра. Миниатюра – сложный процесс поиска темы, составление рисунка, требующий от художника большого опыта и творческой подготовки. В коллекции графического наследия А.И. Брягина более 200 рисунков-миниатюр небольшого размера, самых разных форм для пудрениц, портсигаров, коробочек, книжных заставок. Тематика рисунков-миниатюр очень разнообразна. Встречаются изображения архитектурных ансамблей. Исторические сюжеты, с изображением царя или воеводы, воинов или дружины. Рисунки-миниатюры с сюжетами к русским народным, пушкинским сказкам и басням.


Эскиз к картине «Жар-птица». 1930-е гг.
НВ 16540, бумага, акварель, 26,2 х 44,8 см





Эскиз детской книжки-гармошки «Русские былины»
ВОКМ 5038/21*22, 1933 г., бумага, карандаш, 11 х 11 см





Эскиз детской книжки-гармошки на басню И.А. Крылова
«Крестьянин и батрак»

ВОКМ 5038/20*1, бумага, карандаш, 14,5 х 20 см





Эскиз детской книжки-гармошки на тему «Народные пляски»
ВОКМ 5038/23*4, 1931 г., бумага, карандаш, 12,5 х 10 см



Сюжеты современной автору, колхозной и деревенской жизни, с изображением техники, людей в процессе труда.


Эскиз к миниатюре на советскую тематику «На колхозном поле»
ВОКМ 5038/28*30, 1937 г., бумага, карандаш, 9 х 16 см





Эскиз для плафона. Разгром немецких «псов-рыцарей»
на льду Чудского озера в 1242 г.
ВОКМ 5038/46, 1942 г., бумага, карандаш, 41 х 29 см



В рисунках-миниатюрах А.И. Брягина популярны темы природы, животных, цветов и разнообразных орнаментов. В коллекции хранятся восемь рисунков-миниатюр на кальке, исполненные тушью: хоровод, орнаментальные сюжеты. При всем разнообразии миниатюр Александр Иванович практически нигде не повторяется, все в его работах имеет новизну и свежесть, тонкость и декоративность изображения. Как писал о нем знаток русской миниатюры А.В. Бакушинский: «В брягинских работах колорит отличается таким богатством, такой радостью неуловимых переходов цвета, что в этом отношении Брягину нет равных» [1]


А. Л. Воробьева
[1] Железняк В. В благодарной памяти // Вологодский комсомолец 24 февраля 1978 г.

   

На главную страницу выставки

Брягин-реставратор




«Живые уроки»
Анкета посетителя
Запись на экскурсии
Культура.РФ
Серебряное ожерелье
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Право на судьбу
Качество услуг
Научно-практическая конференция 2018
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Хисторимэпс35
Департамент культуры и туризма Вологодской области
Противодействие коррупции
Краткая справочная информация
Год театра в России
Профилактика ВИЧ
Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области